Толщиномер: описание приспособления, правила и порядок использования

В строительной сфере, автомобильной отрасли, бытовой жизни возникает потребность измерить толщину поверхности, материала. В этом деле поможет толщиномер. Прибор современного поколения позволит осуществлять измерения неразрушающим способом, не изменяя целостности деталей и материалов.

Устройство простое в применении, не нужно быть мастером, чтобы освоить принцип работы инструмента. Необходимо разобраться как пользоваться толщиномером.Толщиномер: описание приспособления, правила и порядок использования

Что такое толщиномер

Толщиномер характеризует собой инструмент, помогающий измерить толщину материала или слоя. Он позволяет установить высоту ржавчины, шпатлёвки, грунта или красящего состава. Измерения проводятся без нарушения структуры и состава материала.

Измерительный инструмент применяется в различных сферах строительства и промышленности.

Прежде всего, он применяется в машиностроении, чтобы контролировать толщину лакокрасочного покрытия, наносимого на кузовную часть транспорта. Также прибор используется в сервисных центрах. Он необходим для осуществления предпродажного анализа авто, чтобы установить скрытые дефекты и выявить поломки.

Например, если транспорт побывал в аварии, образованные трещины заделали шпатлёвкой и закрасили, то увидеть недостатки можно с помощью инструмента толщиномера. Инструмент покажет, что на конкретном участке толщина слоя на кузове превышает положенный показатель. Он не только даст понять, что именно в этом месте образован дефект, но и установит глубину трещины.

Прибор позволит бороться с нечестными продавцами, которые часто реализуют помятую машину, замаскировав дефекты.

Оборудование применяют автомаляры, оценщики, страховые агенты. В строительной области толщиномеры помогают проверить слой изоляционных материалов, наносящихся на коммуникации.

Толщиномер
Толщиномер

Принципы работы

Количество лакокрасочного состава, который производитель наносит на поверхность автомобиля, обычно не превышает показателя 140 мкм. Часто детали после рихтовки обрабатывают шпатлёвкой, потом наносят грунтовку. Эти манипуляции создают дополнительную толщину, которую выявит инструмент.

Транспортное средство, которое не перекрашивали целиком, имеет разную толщину краски на капоте и дверцах. Иногда показатели рихтованной детали могут склоняться в меньшую сторону, тогда будет трудно понять, какую именно часть меняли.

Разница в 100 микрон становится доказательством того, что нанесён неоригинальный слой ЛКП. Расхождение от 200 мкн и выше указывает на использование шпатлёвки.

Ручной прибор обладает эргономичным дизайном. Он оборудован выносными деталями для осуществления вычисления дисплея, на который выносится результат.

Инструмент состоит из электронного блока, к которому через провода подсоединяют сменные преобразователи ультразвукового или электрического типа. Чтобы измерить размер, применяют совмещённые и раздельно-совмещённые преобразователи.

Инструмент подносят к изучаемому материалу и включают его. Принцип работы толщиномера состоит в определении времени двойного прохода ультразвуковых колебаний через кузов или другую деталь от одной поверхности до другой. Показанные результаты идут в показатели толщины. Перед использованием инструмента поверхность нужно очистить от грязи, пыли. При появлении ржавчины, её соскоблят.

Инструмент применяют только для металлического основания. Изучаемая поверхность должна быть гладкой.

Принцип работы толщиномера
Принцип работы толщиномера

Калибровка толщиномера

Калибровка понадобится в ряде случаев:

  • устройство прежде не эксплуатировали;
  • поменялся образец;
  • произошло повреждение инструмента.

Потребность в настройках напрямую объясняется предназначением инструмента. По толщине краски можно узнать «судьбу» кузова. Транспорт окрашивают не только по эстетическим соображениям, но и при наличии царапин, после ДТП. Ввиду этого нужно провести измерение, чтобы распознать новый автомобиль от повреждённого. Предварительная калибровка понадобится при любом использовании устройства.

Автолюбители и мастера интересуются, как откалибровать толщиномер. Настраивать оборудование нельзя голыми руками, только с использованием образца. Производители часто изготавливают вместе с устройством специальные пластинки, являющиеся эталоном измерительных работ.

Чистая металлическая поверхность показывает результат равный нулю. Изделие должно выдать значение, приближенное к 0 ввиду отсутствия покрытия. Если на кузов поместить пластинку известной толщины, то устройство покажет эту величину. В противном случае, он считается настроенным ошибочно и неправильно. Процесс калибровки происходит в несколько стадий:
На чистой поверхности размещают пластинки. Настройки толщиномера обнуляют до заводских. Обычно нажимают на цифру «0». На основании интерфейса осуществляют настраивание шкал, используя в качестве образца пластину.

Таким образом, калибровка обозначает сравнение толщины образца и тех показателей, которые показывает оборудование. Должно показываться равное значение, тогда настройка правильная.

Калибровка толщиномера
Калибровка толщиномера

Что надо проверять у машины

У транспорта на кузове можно проверить как минимум 5 мест. На нем измеряют крышу, капот, дверцы, крылья. Любая часть проверяется пятью приложениями инструмента – по сторонам и в середине. Необходимо обследовать стойки, являющиеся элементом кузова от нижней границы стекла до крыши.

Несложно понять, как пользоваться толщиномером лакокрасочных покрытий. Инструмент ставят на поверхность перпендикулярно. Если установить под углом, то показатели покажут завышенные числа. Иногда ремонт проводят не на всём кузове, а на некоторой его части. Место перехода – выштамповка или то место, на котором кузов имеет рельефную поверхность.

Если хозяин измеряет кузов с рельефом, то нужно исследовать детали выше и ниже выпуклостей. В противном случае существует вероятность ткнуть изделие в тот участок крыла, который не повредился при аварии. К тому же ниже на крыле может находиться жирный слой шпатлёвки.

Оборудование применяют не только для осмотра наружных деталей. Для исключения ремонтных работ после дорожно-транспортного происшествия анализируют кузов изнутри. Устанавливают лакокрасочные покрытия каркаса. Нужно распахнуть дверцу и проверить стойку. Потом поднимают капот и анализируют чашки, полку крыла. Цифры на экране инструмента не должны показывать 100 мкм.

Алюминиевые детали

Прежде чем зафиксировать толщину покрытия, нужно выяснить, имеются ли у модели алюминиевые детали. К примеру, в Audi, Range Rover, BMW, из алюминия изготовлены дверцы, передние крылья. Для измерения покрытий на элементах понадобится толщиномер, который используется по металлу. Это модель Etari ET 555. При покупке инструмента нужно иметь в виду данный нюанс.

Никакой конкретной настройки не понадобится. Переход между черным и цветным металлом обычно осуществляется автоматически. На дисплее инструмента обозначается вид материала – сталь или алюминий. Фабричные показатели для алюминиевых изделий отличаются от стальных в сторону уменьшения на 1,5-2 раза.

Если на автомобиле должна находиться часть из алюминия, но инструмент обнаруживает её как стальную, – это значит, что изделие заменили на ненастоящее, неоригинальное. Это является свидетельством того, что машина побывала в происшествии.

Проверка алюминиевой детали
Проверка алюминиевой детали

Пластиковые детали

Устройство не функционирует на пластиковых изделиях. У современных машин из пластика производятся бамперы, ручки на дверцах, оболочки наружных зеркал и некоторые другие запчасти.

Рекомендуется ознакомиться с особенностями определённого автомобиля до его проверки толщиномером. Лучше посмотреть несколько видеороликов на YouTube канале.

Если толщиномер испытывать на загрязнённой машине, то прибор может повредиться, сломаться. Также он будет показывать некорректные значения. Применение инструмента по кузову испортит устройство, краску авто. Перед измерением авто нужно промыть и очистить. Это исключит повреждение измерительного прибора, его некорректную работу, а также позволит отыскать дефекты.

Заключение

Стало известно, как проверить авто толщиномером. Сделать это просто, предварительно проведя калибровку с помощью специальной пластины. Инструмент позволяет измерить толщину разных материалов, покрытий, красок. Сюда относится определение нанесения шпатлёвки, грунтовки. При этом целостность поверхности не нарушается. Если машина побывала в аварии, то повреждённый участок ремонтируют, наносят шпатлёвку и красят заново, тогда толщина слоя увеличивается. Об этом информирует прибор.

Читайте далее:
Ссылка на основную публикацию